Добро пожаловать в Цветной мир.
Мы продолжаем знакомить Вас с новой линейкой фотополимерных 3D принтеров от компании Phrozen. В одном из предыдущих обзоров мы рассказали Вам про Phrozen Sonic Mini 4K. И он показал себя очень достойно. Сегодня мы рассмотрим его старшего брата Phrozen Sonic Mighty 4K
А так же расскажем про полезное дополнение к фотополимерному принтеру – УФ-камеру засветки Phrozen Cure Luna.
Не будем долго затягивать вступление и сразу перейдем к обзору. Начнем с распаковки и комплектации, хотя, ничего особенного тут нет.
Поставляется он в довольно крупной для фотополимерного принтера коробке.
Сверху лежит бумажная инструкция на английском и китайском языках. Неплохая флешка Sandisk на 8Гб. Пара резиновых перчаток. Пара запасных винтиков и шестигранник. Блок питания принтера на 24 вольта 3 ампера. Маленькая пластиковая воронка. Кусок наждачной бумаги, которой можно зашкурить поверхность платформы в случае проблем с адгезией.
И два шпателя: пластиковый для перемешивания смолы в ванной и металлический для отделения моделей от платформы.
Сразу стоит отметить, что вместо пластикового шпателя лучше использовать силиконовый, подобные лопатки продаются для кухни, они не повреждают пленку ванны.
А металлический должен быть очень хорошо заточен, чего не скажешь о том, который идет в комплекте.
Сам принтер, естественно, полностью собран и почти готов к работе. Рассмотрим его поподробнее.
Область печати у Mighty довольно большая - 20 х 12.5 см по осям XY и 22 см по высоте.
Это заметно больше, чем у младших версий Phrozen или других популярных фотополимерников, например Anycubic Photon S или Elegoo Mars.
Разрешение LCD-экрана составляет 3840 на 2400 пикселей, то есть немного увеличенное 4К.
Но так как размер экрана 9,3 дюйма, размер каждого пикселя составляет 52 микрометров. Для сравнения, у Sonic Mini 4K этот параметр получается 35 микрометров, а у Photon S - 47 микрометров. Получается, что при экране 9.3 дюйма и разрешении 4К, точность по осям XY у принтера Mighty немного хуже, чем у Photon c экраном 2K.
Также обязательно нужно отметить, что у Mighty, как и у всех принтеров линейки Sonic, экран монохромный. Во-первых, это значит, что заявленный срок его службы составляет более 2000 часов работы. А во-вторых, время засветки каждого слоя значительно меньше, чем у принтеров с RGB-экранами.
Более подробно эту тему мы раскрыли в обзоре на Sonic Mini 4K. В нем мы провели несколько экспериментов по увеличению скорости печати с таким типом экрана. Рекомендуем ознакомиться.
Засветка смолы осуществляется светодиодной панелью с уже стандартной для Phrozen системой линз Paraled 2.0. Волна засветки, как и у всех LCD SLA принтеров, 405нм.
Механизм движения платформы по оси Z тут заметно усиленный. Платформа перемещается по двум рельсовым направляющим MGN15 и приводится в движение одним 8-ми миллиметровым однозаходным винтом.
Рельсы закреплены на внушительном алюминиевом профиле. Ничего не шатается и ощущается довольно прочно и надежно.
Единственное странное решение, сверху этот профиль прикрыт просто мягкими наклейками. На первый взгляд, в глаза это не бросается, но как-то это не солидно. Почему бы не сделать там пластиковую заглушку.
Внизу расположен оптический концевой выключатель, он отвечает за позиционирование платформы в начале печати.
Платформа тоже выглядит внушительно. Поверхность снизу немного шершавая, это должно улучшить адгезию моделей к платформе.
Сверху есть небольшие скосы, чтобы смола могла беспрепятственно стекать. Хотя из-за поверхностного натяжения на краях все равно остается немного смолы.
Сверху по сторонам есть две ручки, не то чтобы в них была большая необходимость, но лишним не будет.
Каретка оси Z тоже выполнена из анодированного алюминия. И производит впечатление крепкой и надежной конструкции.
Ванная тут большая и пластиковая. На наш взгляд, это решение не плохое. Она легкая, просто моется, имеет вырез для слива смолы. При аккуратном использовании она прослужит долго и не должна доставлять проблем. Заводская пленка была натянута хорошо. Кстати, запасной пленки в комплекте нет.
В остальном принтер мало чем отличается от младших братьев. Входа тут всего два. Сзади гнездо подключения блока питания. Слева - полноразмерный USB-порт для флешки.
На передней панели расположился сенсорный экран управления. Меню такое же, как и у Sonic Mini. В нем есть все необходимое и ничего лишнего. Ручное перемещение оси Z, тест работоспособности экрана и подсветки, функция засветки оставшейся в ванной смолы (с ней стоит быть осторожнее). Меню выбора файлов для печати. Ну и ассистент калибровки платформы.
К ней мы сразу и перейдем.
Калибровка стандартная. Ослабляем 4 винта, чтобы платформа могла свободно двигаться.
Кладем на экран лист бумаги А4.
Через меню принтера заходим в Tools - Z-calib и нажимаем Next.
Платформа опустится в самый низ. Не сильно, но равномерно прижимая платформу к листу бумаги, закручиваем 4 винта, фиксируя платформу.
На экране нажимаем Done.
Вместо листка бумаги можно калибровать платформу через пленку пустой ванны, как мы это делали на Sonic Mini. Кому как удобнее.
Сверху принтер накрывается пластиковым колпаком, не пропускающим ультрафиолет. Удобно это или нет - вопрос спорный. Кому-то больше нравятся принтеры с дверцами. Но бывают ситуации, когда удобнее полностью снять крышку, чтобы получить доступ к принтеру со всех сторон. С дверцами так сделать не получится. Однако, у принтера с крышкой, сверху и рядом всегда должно быть свободное место, чтобы можно было ее снять и куда-то поставить.
Для подготовки моделей к печати Phrozen предлагает использовать слайсер Chitubox. В версиях новее, чем 1.7.0, принтер Mighty 4K уже есть. Нужно просто выбрать его из списка.
Также в профиле принтера уже имеются настройки для некоторых смол Phrozen.
Сразу обратили внимание, что время засветки такое же, как и для принтера Sonic Mini 4K.
Следовательно, можно сделать вывод, что и скорость печати будет примерно такой же. Для смолы Phrozen Aqua Grey 4K, которую мы выбрали для первых тестов, это 30 секунд для первых слоев и 2 секунды для всех остальных при слое в 50 микрон.
Что же напечатать... Какой-то запредельной точностью принтер не отличается, следовательно печатать высоко детализированные модели особого смысла нет. Так же нет смысла печатать маленькие модели отдельно. Поэтому мы нашли вот такой набор миниатюр для какой-то настольной игры.
Фигурок в наборе много, все вместе они представляют из себя небольшую сцену с застольем, музыкой, охраной и какими-то подозрительными людьми в капюшонах.
Разместили на столе 12 стоячих фигурок, 6 сидячих, большой стол, скамейку и стул. Также для трех фигурок отдельно расположили поднос, трубу и кусок арбалета. Их нужно приклеить после печати.
И даже с таким набором, на платформе еще оставалось место. Все размещенные модели могут печататься без поддержек, что упрощает задачу. Настройки использовали стандартные.
По времени печать заняла 3 часа и 1 минуту. И если учесть, какое количество моделей напечаталось одновременно, можно сказать, что это очень быстро.
Промыли модели в спирте и осталось из досветить. Для этого мы воспользовались специальным устройством от компании Phrozen – Cure Luna.
Это довольно простая, но удобная камера засветки. Внешне она напоминает принтер, снизу блок управления, сверху он накрывается пластиковым колпаком, который не пропускает ультрафиолет. Но внутри тут все попроще. В центре расположен вращающийся стол, на который нужно ставить модели.
Сверху над ним стоит прямоугольная арка, в которую встроены ультрафиолетовые светодиоды, всего 18 штук.
Сверху на арке можно увидеть небольшой механический концевик. Он нажимается в момент, когда колпак устанавливается на место, без него устройство не включится.
Управление тут простое. Кнопка Power включает устройство. Кнопка S позволяет выбрать один из пресетов 5,10 или 20 минут. Нажав на кнопку M можно вручную выставить время, используя кнопки со стрелочками. Ну и та же кнопка Power запускает процесс сушки.
Все фигурки уместились на стол. Для полной засветки вполне хватило 15 минут.
Фигурки не очень детализированные, но при этом стилизованные, для сохранения атмосферы игры. Получились они все отлично.
С адгезией проблем не возникло, все модели удержались на своих местах и пропечатались хорошо. Это значит, что засветка происходит достаточно равномерно, по всей области печати и можно спокойно использовать всю платформу.
Первый тест можно считать пройденным успешно. Поехали дальше. Несмотря на то, что мы сказали ранее про высоко детализированные модели. Все же хочется понять, на что способен принтер с такой плотностью пикселей. Поэтому поставили на печать модель уже полюбившегося нам автора Бена Данзи.
Это модель мастера кузнеца. Она состоит из более чем 3.5 миллионов треугольников и обладает огромным количеством мелких деталей. Каждый шов и узор на одежде отрисован. Печатается он тоже без поддержек.
Размер модели не меняли. По высоте кузнец получился 165 мм и печатался 11 часов 40 минут. Настройки такие же, как и в первом тесте.
Сняли модель, промыли ее в спирте и досветили в Cure Luna.
И на первый взгляд модель получилась неплохо. Если присмотреться, видно, что даже самые мелкие детали пропечатались. Можно разглядеть и узоры на одежде и швы.
Однако все это выглядит немного смазанным и замыленным. Издалека модель вообще кажется почти гладкой.
Видимо разрешения экрана все-таки недостаточно для таких мелких элементов. Учитывая сложность модели, можно считать тест пройденным, но с некоторыми оговорками.
Далее мы взяли смолу Phrozen ABS-like. Как можно догадаться из названия, эта смола техническая и по свойствам должна быть близкой к ABS-пластику.
Достоверно проверить физические свойства у нас возможности нет, но мы решили напечатать этой смолой функциональную модель. Лицевую панель для джойстика Xbox One.
По модели видно, что она была отсканирована, и после этого на ней сделали узоры, предположительно в Blender или подобной программе.
Эту же панель мы хотели напечатать еще на Sonic Mini, но она не поместилась в область печати. На Mighty же таких проблем не возникло. Модель немного наклонили, так чтобы на лицевой части не нужно было использовать поддержки. В автоматическом режиме расставили легкие поддержки, после чего в сложных местах вручную добавили еще средних, так как модель должна быть геометрически ровной и все поддержки должны выдержать нагрузки.
Настроек для этой смолы в готовом профиле нет, поэтому сначала пришлось напечатать тест времени засветки. Для отправной точки использовали те же параметры, что и для Aqua Gray, 30 секунд для первых слоев и 2 секунды для остальных. И эти параметры сразу подошли. Город AmeraLabs напечатался достаточно хорошо.
И с этими настройками отправили на печать панель от джойстика. Печаталась она 7 с половиной часов.
На первый взгляд все отлично, никаких очевидных искажений не наблюдается. Поддержки выдержали и отделились без особого труда руками. Следов почти не осталось. Промыли, досветили, и обнаружился один дефект. Модель была повернута только по одной из осей. Из-за этого в определенный момент целиком начала печататься горизонтальная перекладина.
Видимо, сила отрыва модели от пленки ванны резко увеличилась и начала немного оттягивать модель при подъеме. В итоге на модели получилась неприятная полоса в этой области.
В остальном все напечаталось хорошо. Узоры, рельеф на ручках, черепушка сверху. Все смотрится отлично.
Джойстика от Xbox One у нас под рукой не оказалось, чтобы проверить, налезет ли панель на него. Но с виду все ровно и аккуратно. В проблеме с полосой вины принтера нет, нужно было получше продумать расположение модели. Прочность смолы на ощупь оценить сложно, но ощущается достаточно солидно. Имеется небольшая гибкость.
Для следующего теста мы решили немного повернуть в сторону профессионального использования принтера. А точнее стоматологии. Это 10 моделей человеческих челюстей, цель была напечатать их всех сразу за один заход.
7 моделей разместили вертикально. 3 модели пришлось немного наклонить, так как у них есть участки, которые при вертикальном положении потребуют поддержек в неудобных местах.
Отправили на печать той же смолой ABS-like. Без каких-либо проблем через 4 с половиной часа у нас были готовы все 10 моделей.
Поддержки также легко отделились. Нигде ничего не оторвалось и с виду все получилось хорошо. При ближайшем рассмотрении немного видны слои, и в некоторых местах проявилась пикселизация экрана. В остальном все ровно и достаточно аккуратно.
Цвет у этой смолы светло-серый. И это навело нас на интересную мысль. Скорее всего, Вы уже слышали про литофании. Если вкратце, это способ преобразования и печати обычных фотографий на 3D принтере.
Суть такая. Берем фотографию или картинку, прогоняем ее через специальное ПО, в нашем случае это бесплатный онлайн-сервис itslitho.com.
На выходе получаем 3D модель. Если ее напечатать, на просвет на ней будет проявляться фотография.
Подробно углубляться в эту тему мы сейчас не будем, информации в интернете много.
Обычно литофании печатают на FDM-принтерах, и их качество получается впечатляющим. Но что если попробовать напечатать их на фотополимернике. Точность и детализация в любом случае должна получиться лучше. Чаще всего, для этих целей используют белый пластик. Смола Phrozen ABS-like не совсем белая, но должно сработать.
Для первого теста сделали и поставили на печать одну фотографию со свадьбы нашей коллеги. Печатали стоя. В принципе, если позволяет область печати, вполне можно печатать литофании и лежа. Качество должно получиться вполне приемлемым. Но в нашем случае модель имеет размеры 130 на 130мм и лежа на платформу не влезает. К тому же, это тестовая литофания. Для нашей задумки нужно напечатать целых 5 штук.
Напечаталась она без особых проблем. Однако, в конце стало видно, что геометрию повело. В самой верхней части довольно сильно виден изгиб, не очень понятно как он получился. Да и в целом модель немного перекосило.
После промывки и сушки. Сушили, кстати, по чуть-чуть с разных сторон, чтобы модель еще сильнее не повело. Посмотрели на просвет и очень приятно удивились. Несмотря на все недочеты и искажения, фотография на литофании выглядит потрясающе. Видны самые мельчайшие детали. Качество однозначно на голову выше, чем у FDM принтеров.
Сделали еще 4 литофании, разместили также стоя друг за другом. На всякий случай внизу добавили что-то вроде подложки высотой 0.2мм. Подразумевалось, что она должна помочь литофаниям держаться на платформе.
Скрестили пальцы и отправили на печать. Напечатались они за 9 часов 19 минут.
К сожалению, подложка никак не помогла и модели тоже погнуло. Какие-то больше, какие-то меньше.
Кстати, отламывать эту подложку всего в 0.2мм толщиной оказалось очень сложно. Смола действительно прочная, хотя имеет усадку, впрочем, как и обычный ABS.
После постепенного досвечивания и попыток выровнять литофании, прижимая их к ровной поверхности, получилось более-менее ровно.
Достаточно чтобы вставить их в специальный куб для литофаний. Он напечатан на FDM-принтере, уже давно.
Что можно сказать про качество этих литофаний. Детализация, конечно отличная. По-хорошему, нужно еще поиграть с настройками самих литофаний и соответствующим образом подготавливать сами фотографии. Но и так впечатление производит.
Что касается искаженной геометрии. Модели такой формы вообще довольно сильно подвержены усадке, особенно те, у которых много совсем тонких участков. Однозначно, для этих целей не стоит использовать ABS-like смолу.
Ну и напоследок залили еще одну техническую смолу, ее мы уже показывали в обзоре на Sonic Mini 4K, она произвела на нас очень приятное впечатление. Это Phrozen Nylon Green Tough.
Для начала решили перепечатать этой смолой панель для джойстика, предварительно немного повернув его в слайсере. И в этот раз панель получилась без каких-либо проблем.
Все ровно, геометрия в порядке. Поддержки оставили небольшие следы, но их без труда можно зашкурить. В руках ощущается очень приятно.
Ну и последняя модель тоже достаточно полезная в узких кругах. Это рама маленького FPV квадрокоптера. Такие еще называют tinywhoop. Грубо говоря, это его корпус, он включает в себя, место крепления полетного контроллера, четырёх маленьких коллекторных моторчиков и внешнюю защиту всего этого. Эта рама должна быть легкой, прочной и немного эластичной, чтобы гасить удары при столкновениях. Смола Nylon Tough должна отлично для этого подойти.
Рама печаталась 5 часов 16 минут.
Поддержки отделились не очень легко, сама рама достаточно миниатюрная и нужно было делать все аккуратно. Полетный контроллер подошел и встал на свое место без проблем, также моторы и камера.
Вообще эта рама состоит из двух частей. Есть еще низ, на котором расположено крепление батареи. Но мы вторую часть не печатали и батарею закрепили импровизированно.
В общем, рама получилась хорошо, все подошло и сразу встало на свои места. Коптер нормально летает, рама почти не отличается от оригинальной заводской.
Подведем итоги. Принтер Phrozen Sonic Mighty 4K произвел приятное впечатление. Естественно, основной его фишкой является область печати. При этом разрешение 4К, даже на таком большом экране дает достаточно высокую плотность пикселей. Плюс к этому еще монохромный экран. Детализация получаемых моделей не запредельная, но вполне приличная для принтера такого размера.
Механика хорошо справляется со своими задачами. За время тестов не было ни единого сбоя. Каждая модель, отправленная на печать, была допечатана до конца.
Что касается камеры засветки Cure Luna. Тут особых впечатлений нет. Она работает. Диоды светятся, платформа крутится, таймер выставляется. Вот в общем-то и все. Свои задачи выполняет.
Подписывайтесь на наши соцсети и Youtube-канал, чтобы не пропускать новые обзоры и другие интересные видео. До скорого.
Смотрите видео-версию обзора на нашем канале!
Ваш запрос успешно отправлен.
Как только он будет обработан, менеджеры нашей компании свяжутся с вами.